ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ А.А. РОСОВСКОМ (1923-2009 г.г.)
Алексей Андреевич родился 6 апреля 1923 года на Украине, в селе Степановка. После школы он окончил Сумский техникум химического машиностроения и по распределению был направлен в город Куйбышев. В 1941-1956 годах он трудился на заводе «Прогресс». Там он прошел карьерный путь от конструктора технологического отдела до секретаря парторганизации завода.
Окончив в 1960 году Высшую партийную школу при ЦК КПСС, Алексей Андреевич занял должность секретаря горкома партии, а затем заведующего отделом областного комитета КПСС. После этого жизнь Росовского резко изменилась. На его плечи легла ответственность по решению многочисленных проблем, касаемых жизни города. Первоначальной задачей, которую поставил перед собой молодой секретарь райкома, было строительство капитального жилья для работников предприятий в районе Безымянки.
В 1965-1982 годах Росовский был председателем Куйбышевского горисполкома – фактически градоначальником.
Работа на высоком посту оказалась очень плодотворной. За 18 лет работы площадь г. Куйбышева удвоилась. Было введено в эксплуатацию 9360 тысяч кв.м. жилой площади.
Есть в мемуарах Росовского и такие строки:
Годы моей работы председателем Куйбышевского горисполкома – с 1964 по 1982 – совпали по времени с работой Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Историки и политологи часто отмечают, что это были «годы застоя». Но в нашем городе в те времена застоя не было.
Действительно, для г. Куйбышева 60-е и 70-е стали временем бурного экономического роста. Особенно активно областной центр стал развиваться после 1967 года, когда первым секретарем Куйбышевского обкома КПСС был избран Владимир Орлов.
Необыкновенно мощный по своей пробивной способности тандем Орлов – Росовский, перед которым пасовали даже самые высокие руководители ЦК КПСС и Совета Министров СССР, позволил нашему региону «перетянуть» на себя крупные промышленные и социальные проекты.
В первую очередь это коснулось г. Тольятти, где в 60-е годы началось строительство АВТОВАЗа и ряда важных химических производств, в г. Куйбышеве - шоколадной фабрики «Россия», общегородских очистных сооружений, речного пассажирского вокзала с гостиницей «Россия» и третьей очереди набережной, автовокзала «Центральный» в комплексе с гостиницей «Октябрьская», грандиозной Самарской площади с монументом Славы, кардиоцентра, Дворца спорта, Дома молодежи. Город получил обширные парки Победы и имени 50-летия ВЛКСМ, был обустроен парк имени Юрия Гагарина.
Благодаря невероятной энергии Росовского удалось быстро построить мост «Южный» через реку Самару, значительно облегчивший работу единственного городского моста, возведенного еще в 1954 году. Алексей Андреевич вообще уделял много внимания развитию транспортной сети. В годы его работы были проложены десятки километров трамвайных и троллейбусных линий, построено Северное депо ТТУ на улице Фадеева, значительно обновлен городской транспортный парк.
После того как в 1967 году Куйбышев стал городом - миллионником, в обкоме КПСС подняли вопрос о строительстве метрополитена. На уровне Союзного правительства и Госплана идею пробивали председатель исполкома Куйбышевского совета народных депутатов Алексей Росовский и первый секретарь обкома Владимир Орлов. Дело это оказалось нелегким.
Вот что сам Алексей Андреевич говорил об инициативе строительства метрополитена в г. Самаре:
По нашим узким дорогам ездить весьма непросто. Число машин с каждым годом увеличивалось, город задыхался, уличное движение необходимо было разгрузить за счёт направления части пассажирского потока в метрополитене. Ещё в 1965 году стало ясно, что развитие всех видов городского транспорта в г. Куйбышеве невозможно без метрополитена. Но для того, чтобы доказать это, мне понадобилось 12 лет! Только на проектирование. А до того нас посетили несколько комиссий; предлагавших совершенно неподходящие варианты замены метрополитена другим транспортом. Например, скоростным трамваем, для которого потребовалось бы строить подземную трассу, переходящую в дорогостоящую надземную магистраль. Были предложения проложить дополнительные железнодорожные пути для электричек, но понятно, что на практике эта идея не имела бы успеха у населения.Мы продолжали настаивать на строительстве метрополитена. И вновь и вновь направляли в Москву письма с просьбой разрешить его проектирование. 31 октября 1977 г., накануне праздничных мероприятий, посвященных 60-летию Октября, мы первым секретарем горкома Б.Ф. Дробышевым выехали в Госплан, чтобы заручиться поддержкой руководства и подготовить проект соответствующего распоряжения Совета министров СССР. Очень хотелось порадовать горожан таким подарком к празднику, как сообщение о строительстве метрополитена. Задача была трудная, в Госплане еще тогда не было лимитов на метростроение на следующую пятилетку.
Но нам удалось преодолеть и этот барьер. В.П. Орлов настаивал на том, что процесс проектирования и строительства прерываться не должен». В итоге было подписано распоряжение Совета Министров СССР от 4 ноября 1977 года № 2383-р: «В связи с просьбой Куйбышевского обкома КПСС принять предложение Госплана СССР, Госстроя СССР и МПС о начале проектирования в 1978 году первой очереди строительства метрополитена в г. Куйбышеве и приступить к строительству метрополитена в одиннадцатой пятилетке - продолжал вспоминать Алексей Росовский.
В «брежневские» времена подземный транспорт существовал только в пяти городах СССР, и еще в нескольких он строился или проектировался. В г. Куйбышеве благодаря невероятной пробивной способности руководителей области и города началась прокладка линий метрополитена уже в начале 80-х годов.
Осенью 1980 года были забиты первые сваи станции «Кировская» и вынут первый кубометр грунта на трассе метрополитена в районе станции «Российская», означающие начало строительства. В 1987 году метрополитен был открыт.
Именно благодаря усилиям и настойчивости Алексея Андреевича и его соратников в нашем городе появился метрополитен и развивается до сих пор.
Алексей Росовский – это человек дела, и если он ставил перед собой цели, то делал все возможное, чтобы воплотить их в жизнь. После того, как в 1982 году он покинул пост председателя горисполкома, работая в департаменте транспорта, продолжал уделять внимание развитию метрополитена.
За свои заслуги Росовский был награжден четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта» и шестью медалями. Звание Почетный гражданин г. Самары Алексею Андреевичу было присвоено в 1993 году. С 2010 года имя почетного гражданина носит площадь в пешеходной зоне ул. Стара-Загора у кинотеатра "Шипка".
Алексей Андреевич Росовский вошел в историю создания метрополитена, как один из прародителей и именно поэтому решением топонимической комиссии г.о. Самара 11 октября 2013 года Cамарскому метрополитену присвоено имя А.А. Росовского.