Правила пользования Самарским метрополитеном

Приказ Минтранса России
от 26.10.2018 N 386
«Об утверждении Типовых правил пользования метрополитеном»

Зарегистрировано в Минюсте России
 от 18.01.2019 N 53436

I. Общие положения

1. Типовые правила пользования метрополитеном (далее - Типовые правила) определяют:
1) порядок организации перевозок пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном;
2) условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном;
3) требования к информированию пассажиров, находящихся в вагонах поездов метрополитена (далее - вагоны, поезда), на станциях метрополитена (далее - станции) и на межстанционных переходах для пассажиров (далее - межстанционные переходы).
2. В соответствии с настоящими Типовыми правилами высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются правила пользования метрополитеном (далее - Правила), которые могут учитывать региональные особенности функционирования метрополитена (Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ))
3. В случае если линия метрополитена расположена в двух и более субъектах Российской Федерации, органами государственной власти таких субъектов Российской Федерации заключается соглашение об утверждении Правил (Статья 7 Федерального закона N 442-ФЗ).

II. Порядок Порядок организации перевозок пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном

4. Перевозка пассажиров и провоз ручной клади метрополитеном должны организовываться перевозчиком по маршрутам регулярных перевозок.
5. Маршруты регулярных перевозок метрополитеном, проходящие в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, или в границах не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации, или в границах не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации (далее - межмуниципальные маршруты), а также маршруты регулярных перевозок метрополитеном, проходящие в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, устанавливаются, изменяются, отменяются в порядке, определенном уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках метрополитеном (Статья 7 Федерального закона N 442-ФЗ).
6. Маршруты регулярных перевозок, проходящие в границах городского поселения, городского округа, в том числе с внутригородским делением, муниципального района, открываются, изменяются, закрываются в порядке, определенном органом местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках метрополитеном (Статья 8 Федерального закона N 442-ФЗ).
7. Перевозка пассажиров и провоз ручной клади метрополитеном должны осуществляться перевозчиком в соответствии с графиком (расписанием) транспортного обслуживания, утвержденным в соответствии с пунктом 3 статьи 7 и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 442-ФЗ.
8. Тарифы на перевозки пассажиров и провоз ручной клади сверх установленных норм по межмуниципальным маршрутам и маршрутам регулярных перевозок, проходящим в границах городского поселения, городского округа, в том числе с внутригородским делением, муниципального района, а также маршрутам регулярных перевозок, проходящим в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (Часть 1 статьи 13 Федерального закона N 442-ФЗ).
9. Организация транспортного обслуживания на маршрутах регулярных перевозок, проходящих в границах не менее двух субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам, связанным с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и провоз ручной клади сверх установленных норм метрополитеном и установлением графиков (расписаний) транспортного обслуживания по таким маршрутам, осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (Статья 7 Федерального закона N 442-ФЗ).
10. Время работы станций на вход и выход пассажиров, время закрытия межстанционных переходов определяется Правилами исходя из потребности населения в транспортном обслуживании, объема пассажиропотока, необходимости обеспечения технологического эксплуатационного обслуживания подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена.

III. Условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном

11. Основанием для перевозки пассажира и провоза его ручной клади метрополитеном является заключение договора перевозки пассажира.
12. Заключение договора перевозки пассажира и внесение платы за перевозку и провоз ручной клади сверх установленных норм подтверждаются проездными документами (Часть 1 статьи 3 Федерального закона N 442-ФЗ), выдаваемыми перевозчиком после внесения пассажиром соответствующей платы.
Заключение договора перевозки с пассажиром, имеющим право на бесплатный или льготный проезд, осуществляется после предъявления этим лицом документа, подтверждающего такое право.
13. Эскалаторы, пассажирские конвейеры (далее - траволаторы), лифты и подъемные платформы должны использоваться в соответствии с документацией по их технической эксплуатации. Порядок пользования эскалаторами, траволаторами, лифтами и подъемными платформами определяется Правилами с учетом документации по их технической эксплуатации и региональных особенностей функционирования метрополитена.
14. По прибытии поезда на станцию посадка в вагон должна осуществляться после окончания высадки из него. Условия входа и выхода из вагонов определяются Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена и графиком движения поездов.
15. При перевозке пассажиров метрополитеном перевозчик не обязан предоставлять каждому пассажиру отдельное место для сидения.
16. Перевозка детей с использованием детских колясок должна осуществляться при условии обеспечения безопасности детей и пассажиров с учетом определяемых Правилами региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с объемом пассажиропотока и конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена.
17. В случае неисправности проездного документа, возникшей по вине перевозчика, перевозчик обязан не позднее 15 рабочих дней со дня обращения пассажира или в меньший срок, предусмотренный Правилами, оформить пассажиру другой проездной документ, предоставляющий право проезда на равное согласно заменяемому проездному документу количество времени и (или) поездок, без учета времени на процедуру замены проездного документа.
18. Оформление проездного документа, указанного в пункте 17 настоящих Типовых правил, производится в соответствии с Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных со спецификой применяемой в метрополитене системы оплаты проезда, объемом пассажиропотока и конструктивной спецификой объектов инфраструктуры метрополитена.
19. Услуги по перевозке и провозу ручной клади не оказываются лицу:
1) не предъявившему при проверке в пропускном пункте по требованию лица, уполномоченного на осуществление контроля за оплатой пассажирами услуг по перевозке и провозу ручной клади (далее - контролер), действительный проездной документ (за исключением жетонов), а в случае использования права бесплатного или льготного проезда также не предъявившему документ, подтверждающий право этого лица на бесплатный или льготный проезд (кроме случаев, когда проездной документ в виде карты с электронным носителем информации содержит фотографию такого лица);
2) не предоставившему контролеру карту с электронным носителем информации либо иной электронный носитель информации - в случае использования проездного документа, часть или все реквизиты которого оформлены в электронном виде.
20. Возврат забытых пассажирами в вагонах, на станциях и межстанционных переходах вещей, обнаруженных другими пассажирами или работниками перевозчика, должен осуществляться перевозчиком в порядке, установленном Правилами.
21. Информирование пассажиров, находящихся в вагонах, на станциях и межстанционных переходах, осуществляется в соответствии с главой IV настоящих Типовых правил.
22. При перевозке пассажиров и провозе ручной клади перевозчик обязан:
1) оказывать услуги по перевозке и провозу ручной клади пассажирам, оплатившим такие услуги, а также лицам, имеющим право на бесплатный проезд;
2) обеспечивать возможность приобретения пассажиром проездного документа до начала перевозки;
3) обеспечивать возможность выхода пассажира со станции прибытия в течение 10 минут после закрытия такой станции на вход для пассажиров, в том числе открытие дверей и турникетов, работу технологического оборудования (лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъемных платформ);
4) содержать в рабочем состоянии устройства связи пассажиров с работниками перевозчика на станциях и в вагонах;
5) предоставить при обращении пассажира, использующего проездной документ, часть или все реквизиты которого указаны в электронном виде, информацию о реквизитах его проездного документа, указанных в электронном виде, в том числе о сроке окончания действия проездного документа и об оставшемся количестве поездок;
6) обозначать на пути следования пассажиров проходы, высота которых менее 210 см или имеет меньшее значение, определенное Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с объемом пассажиропотока, сигнальными надписями и специальной маркировкой и (или) оборудовать такие проходы мягкими накладками;
7) выполнять иные требования, установленные Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена.
23. Доступность услуги по перевозке и провозу ручной клади пассажирам из числа инвалидов должна обеспечиваться перевозчиком в соответствии с порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, устанавливаемым в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 442-ФЗ.
24. Перевозчик вправе:
1) расторгнуть договор перевозки пассажира при несоблюдении пассажиром Правил;
2) требовать от пассажира соблюдения Правил и законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности;
3) требовать от пассажира предъявления проездного документа, подтверждающего оплату проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм;
4) организовывать сопровождение и оказание помощи отдельным категориям пассажиров, в том числе лицам пожилого возраста, многодетным семьям, одиноким матерям, следующим с ребенком (детьми), родителям с детьми до 10 лет.
25. Пассажир обязан:
1) выполнять требования работников перевозчика по соблюдению Правил и законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности;
2) информировать работников перевозчика, сотрудников органов внутренних дел на метрополитене о событиях или действиях, создающих угрозу совершения акта незаконного вмешательства;
3) приобретать проездной документ до прохода через пропускные пункты, если иное не определено Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных со спецификой применяемой в метрополитене системы оплаты проезда;
4) предъявить после прохождения пропускных пунктов по требованию контролеров проездной документ (за исключением жетонов), подтверждающий право на проезд и (или) провоз ручной клади, а в случае использования права бесплатного или льготного проезда также документ, подтверждающий его право на бесплатный или льготный проезд (кроме случаев, когда проездной документ в виде карты с электронным носителем информации содержит его фотографию);
5) предоставить контролеру при использовании проездного документа, часть или все реквизиты которого указаны в электронном виде, подтверждение наличия такого проездного документа в порядке, определенном Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных со спецификой применяемой в метрополитене системы оплаты проезда;
6) провозить с использованием чехлов (упаковки) легко бьющиеся, колющие и режущие предметы, лыжи и коньки, садовый инструмент с открытыми острыми частями, а также сноуборды, складные велосипеды;
7) использовать для провоза животных, за исключением собак-проводников на поводке, сопровождающих инвалидов по зрению, при наличии документов, подтверждающих их специальное обучение, клетки или иные приспособления с глухим дном (например, корзины, короба, контейнеры), сумма измерений которых по длине, ширине и высоте не превышает 150 см или большего значения, определенного Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с объемом пассажиропотока и конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена;
8) покинуть станцию в течение 10 минут после закрытия такой станции на вход для пассажиров;
9) сообщать работникам перевозчика, сотрудникам органов внутренних дел на метрополитене об обнаружении забытых вещей или документов;
10) выполнять иные требования, установленные Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена.
26. Пассажир вправе:
1) проходить через пропускные пункты при наличии проездных документов;
2) получать информацию о реквизитах проездного документа, указанных в электронном виде, в том числе о сроке окончания действия проездного документа и об оставшемся количестве поездок;
3) провозить без взимания дополнительной платы одно место ручной клади, сумма измерений которой по длине, ширине и высоте не превышает 120 см, или большее количество мест ручной клади и (или) ручную кладь с большей суммой измерений по длине, ширине и высоте, определенные Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена;
4) требовать соблюдения перевозчиком иных прав, определенных Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена.
27. При нахождении на эскалаторе, траволаторе пассажир обязан:
1) стоять лицом по направлению движения, держась за поручень, в случае передвижения идти по направлению движения, держась за поручень, если иное не установлено Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой объектов инфраструктуры метрополитена;
2) не наступать на ограничительные линии на ступенях, не прислоняться и не прислонять ручную кладь к неподвижным частям эскалатора, траволатора, не задерживаться при сходе с эскалатора, траволатора;
3) приподнимать длинные полы одежды, хозяйственные тележки, тележки-сумки во избежание их попадания в гребенку движущегося полотна эскалатора, траволатора, контролировать положение ручной клади с целью недопущения ее самопроизвольного перемещения;
4) держать малолетних (Несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (статья 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2018, N 32, ст. 5132)) детей за руку или на руках при перевозке их без использования детских колясок;
5) соблюдать иные требования, установленные Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена.
28. При нахождении в вагоне пассажир обязан:
1) держаться за поручни при проезде стоя;
2) подготовиться заранее к выходу из вагона при подъезде к станции назначения;
3) соблюдать иные требования, установленные Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена.
29. При нахождении на станциях и межстанционных переходах пассажир обязан немедленно сообщать работнику перевозчика обо всех случаях падения людей или вещей на пути метрополитена, возникновения задымления или пожара, а также о ситуациях, которые могут повлиять на безопасность пассажиров или движение поездов.
30. Пассажирам запрещается:
1) использовать для транспортировки ручной клади колесные средства (за исключением чемоданов, хозяйственных тележек, тележек-сумок, размеры которых вместе с ручной кладью по сумме измерений длины, ширины и высоты не превышают 150 см или большего значения, определенного Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена);
2) перемещаться по неработающим эскалатору и траволатору без разрешения работников перевозчика;
3) бежать по эскалатору, траволатору, сидеть и ставить вещи на ступени, поручни и боковую часть балюстрады эскалатора, траволатора, съезжать по боковым частям и поручням эскалатора, траволатора;
4) снимать ограждения, установленные на площадках эскалатора, траволатора, а также иные ограждения, установленные перевозчиком;
5) пользоваться выключателями "Стоп" (рукояткой/кнопкой остановки) эскалатора, траволатора, кроме экстренных случаев, установленных Правилами;
6) заходить на станциях за ограничительную линию у края платформы до полной остановки поезда, спускаться на пути метрополитена, самостоятельно доставать упавшие на пути метрополитена предметы, размещать на путях метрополитена посторонние предметы;
7) входить в вагон и выходить из вагона после звукового информирования о закрытии дверей вагона, а также входить и выходить до полного открытия дверей вагона;
8) прислоняться к дверям в вагоне, мешать входу и выходу пассажиров;
9) провозить предметы в составе ручной клади (за исключением инвалидных колясок и других предметов, установленных Правилами), сумма измерений которой по длине, ширине и высоте превышает 150 см, либо длина которых превышает 220 см, если иное не определено Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена;
10) открывать двери вагона во время движения и остановок поезда, а также препятствовать их открытию и закрытию, задерживать отправление поезда со станции, открывать автоматические станционные двери на станциях закрытого типа, препятствовать их открытию или закрытию;
11) провозить оружие и боеприпасы (за исключением случаев, установленных Правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации), взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности, а также коррозийные и другие опасные вещества и бытовые газовые баллоны;
12) провозить зловонную ручную кладь и (или) ручную кладь, загрязняющую станции и вагоны или вещи пассажиров;
13) оставлять без присмотра ручную кладь;
14) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, употреблять наркотические средства и психотропные вещества;
15) курить, использовать устройства для потребления табака нагреваемого и электронные системы доставки никотина;
16) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности;
17) передвигаться на мотоциклах, мопедах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных средствах передвижения, кроме инвалидных колясок, а также с использованием спортивного инвентаря, пользоваться беспилотными летательными аппаратами;
18) находиться на территории метрополитена без обуви и (или) без одежды;
19) находиться в пачкающей, зловонной одежде;
20) находиться в поездах, не осуществляющих или прекративших перевозку пассажиров;
21) подниматься и проезжать на крыше, автосцепных устройствах и на иных элементах поездов, проникать в кабины поездов, а также осуществлять проезд в них;
22) находиться на парапетах, ограждениях, а также перепрыгивать (перелезать) через них;
23) наносить надписи, наклейки, изображения, размещать информационные и рекламные материалы на внешние и внутренние поверхности вагонов, а также на объекты инфраструктуры метрополитена;
24) использовать вагоны и объекты инфраструктуры метрополитена для осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также благотворительной деятельности без письменного разрешения перевозчика;
25) заниматься попрошайничеством;
26) использовать музыкальные инструменты и средства звукоусиления (кроме слуховых аппаратов и иных индивидуальных устройств (наушников)) в вагонах и на объектах инфраструктуры метрополитена без письменного разрешения перевозчика;
27) проводить культурные, спортивные, политические, религиозные и иные мероприятия в вагонах и на объектах инфраструктуры метрополитена без письменного разрешения перевозчика;
28) засорять и загрязнять, а также повреждать вагоны и объекты инфраструктуры метрополитена;
29) проникать в производственные помещения и на огражденную территорию метрополитена;
30) разводить костры, пользоваться пиротехническими устройствами (например, фейерверками, петардами) в вагонах и на объектах инфраструктуры метрополитена;
31) препятствовать выполнению служебных обязанностей работниками перевозчика;
32) предпринимать действия, имитирующие совершение противоправных действий либо подготовку к их совершению, препятствующие работе метрополитена, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности пассажиров;
33) вмешиваться в работу устройств беспроводной передачи данных;
34) совершать иные действия, установленные Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена.

IV. Требования к информированию пассажиров, находящихся в вагонах, на станциях и межстанционных переходах

31. В целях информирования пассажиров в вагонах, на станциях и межстанционных переходах перевозчиком должны применяться звуковое информирование, интерактивные схемы, электронные табло, мониторы, а также схемы, указатели и другая информация в печатном формате с учетом определяемых Правилами региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена.
32. Выходы со станций должны быть пронумерованы перевозчиком.
33. Перевозчик должен обеспечить на схемах поселения, в котором расположен метрополитен, или отдельных его территорий, прилегающих к соответствующим станциям метрополитена (далее - схема поселения), указание номеров выходов со станций, обозначение железнодорожных станций, автовокзалов, автостанций, аэропортов, морских и речных портов (при наличии), остановочных пунктов иных видов пассажирского транспорта общего пользования, других элементов планировочной структуры и улично-дорожной сети, к которым от этой станции обеспечена доступность.
34. Перевозчик должен обеспечить размещение указателей номеров и (или) направлений маршрутов регулярных перевозок иными видами пассажирского транспорта общего пользования на схемах поселения.
35. Линии метрополитена должны быть пронумерованы перевозчиком.
36. Номера линий метрополитена должны быть указаны на схемах линий метрополитена.
37. Перевозчик должен обеспечить размещение в вагонах:
1) схем линий метрополитена в печатном и (или) электронном формате с указанием наименований станций;
2) указателей мест для сидения пассажиров с детьми, инвалидов, лиц пожилого возраста и беременных женщин;
3) Правил или выписки из них, в которой указываются в том числе права и обязанности пассажиров;
4) инвентарного номера вагона.
38. Перевозчик должен обеспечить в вагонах информирование (звуковое или звуковое и визуальное) о наименовании станции, на которую прибывает поезд, возможности перехода на другие станции, линии метрополитена, о наименовании следующей станции на маршруте (за исключением случая прибытия поезда на конечную станцию маршрута) и возможном переходе на другие станции.
39. Перевозчик обязан обеспечить размещение на станциях:
1) указателей с наименованием станции;
2) схем линий метрополитена в печатном и (или) электронном формате с указанием наименований станций;
3) Правил или выписки из них, в которой указываются в том числе права и обязанности пассажиров;
4) схемы поселения;
5) указателей направлений и номеров выходов со станции к элементам планировочной структуры и улично-дорожной сети;
6) указателей переходов на другие станции и линии метрополитена с их наименованиями или обозначениями;
7) информации о стоимости проезда в метрополитене, а также о видах, сроках действия и стоимости проездных документов длительного пользования;
8) информации о количестве мест и размерах разрешенной к провозу ручной клади, в том числе бесплатно;
9) информации о стоимости провоза ручной клади сверх установленных норм;
10) информации о графике (расписании) транспортного обслуживания и времени работы станции;
11) иной информации, определенной Правилами с учетом региональных особенностей функционирования метрополитена.
40. На станциях и в вагонах метрополитена перевозчик обязан обеспечить размещение устройств для связи пассажиров с работниками перевозчика.
41. На межстанционных переходах перевозчик обязан обеспечить размещение указателей пути следования пассажиров по межстанционному переходу к станциям.
42. Перевозчик обязан обеспечить на станциях и межстанционных переходах размещение информации о неисправности принадлежащего перевозчику оборудования, предназначенного для обслуживания пассажиров, а также о ближайших местах размещения исправного оборудования, обладающего аналогичными функциональными характеристиками, с учетом определенных Правилами региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой объектов инфраструктуры метрополитена.
43. Количество предусмотренных к размещению в вагонах, на станциях и межстанционных переходах схем линий, Правил или выписок из них, схем поселения, иных информационных материалов, а также места их размещения должны определяться перевозчиком с учетом установленных Правилами региональных особенностей функционирования метрополитена, связанных с объемом пассажиропотока, конструктивной спецификой подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена.
44. Для звукового и визуального информирования пассажиров перевозчиком должен использоваться русский язык.
Информирование, осуществляемое в соответствии с пунктами 37 - 39, 41 и 42 настоящих Типовых правил, должно дублироваться перевозчиком на английском языке.
45. С учетом региональных особенностей функционирования метрополитена Правилами может предусматриваться дополнительное использование иных языков для дублирования.